«ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ КЛАССИКИ»: Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ — ИСПАНСКОЕ КАПРИЧЧИО
19.11.2017
12:00
Алматы
Казахская государственная филармония им. Жамбыла, Калдаякова, 35

Абонемент для школьников «Чарующие звуки классики»
Концерт Государственного академического симфонического оркестра РК
Дирижер — Муслим Эмзе
Ведущий — Юрий Аравин

Сюита имеет пять частей, предназначенных для оркестра и исполняемых в последовательности без перерыва. В них – природа Испании и народ с его характером, обычаями, бытом. Испанские темы, представляющие собой танцевальный характер, явились щедрым материалом для создания богатых оркестровых эффектов.

1-я часть «Альборада» — подлинная испанская народная инструментальная мелодия провинции Астурия. Это серенада, исполняемая на утренней заре пастухами на волынке или флейте, восхваляющая восходящее солнце, излагающаяся празднично, стремительно, а к финишу обретающая камерное звучание отдельных групп оркестра и постепенно затихающая.

2-я часть «Вариации» — мелодия замедленная, имеет пасторальный характер, основана на Вечернем астурийском танце, построена на соревновательном диалоге труб и виолончелей с различными вариациями: особенную страсть и негу передает английский рожок. После вариаций приоритет опять отдается первоначальной основной мелодии в сопровождении флейты.

3-я часть «Альборада» — одноименная и идентичная по содержанию с 1-й частью, но по тональности и тембру более сильная, где медные инструменты, к сожалению, заглушают мелодические теплые рисунки деревянных духовых. В завершение 3-й части – потрясающая каденция кларнета.

4-я часть «Цыганская песня» или «Сцена и песня гитаны». Звучат призывные фанфары и барабанная дробь. Начинает свое соло труба, за ней солирует каденция скрипки. Далее следуют три мягких, проникновенных каденции флейты, кларнета, арфы. После этого колоритного фонтана музыки наступает «сцена»-пауза, содержание которой рассчитано на воображение зрителя. И, наконец, — зажигательная, стремительная, подобная вихрю цыганская пляска.

5-я часть, заключительная, «Астурийское фанданго» — звучит tutti, через которое отчетливо слышатся звуки тромбонов. В массовую пляску вписываются мелодии отдельных инструментов, солирующих каждый по-своему виртуозно – все это создает яркий, красочный звуковой калейдоскоп. И в заключении, как бы подводя итог всей звукописи, повторяются некоторые темы предшествующих частей – мелодии гитаны и праздничная и стремительная альборада.