Современная казахская музыка – новый проект молодого дирижера.
В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла концерты казахской народной музыки, как правило, собирают полные залы слушателей. И этот раз не был исключением.
Интриговала и новая программа, в основном составленная из произведений наших современников, и бенефициант – молодой дирижер Муслим Амзе, уже обративший на себя внимание яркостью интерпретаций симфонической, оперной и народной музыки.
В обширной программе концерта «Сырлы сарын», который шел без антракта, на едином дыхании, было двадцать одно произведение. Шесть из них исполнили солисты, остальные, по размаху и глубине приближенные к симфонической музыке, сыграл академический фольклорно-этнографический оркестр имени Нургисы Тлендиева «Отырар сазы». Праздничный характер кюя «Саранжап» Курмангазы в исполнении оркестра вывел зал из состояния вечерней усталости и сообщил всем нам радостное, приподнятое настроение. Шумную энергию кюя казахского классика оттенило мягкое, по-весеннему лирическое произведение Айбола Кудайбергенова «Ою-өрнек». «Кең жайлау» Боранкула Кошмагамбетова увлекло публику своей танцевальностью: даже дети стали приплясывать в проходах. Молодой певец Ерлан Рыскали, обладатель прекрасного распевного тенора, вызвал восторг публики песнями «Ардақ» Жарылгапберді и «Желдірме» Исы Байзакова, аккомпанируя себе на домбре. И снова зазвучал оркестр. Произведения ярких, талантливых, высокопрофессиональных композиторов Ермурата Усенова, Адиля Бестыбаева, Бейбута Дальденбая поражали оригинальностью, размахом и современностью музыкального языка.
Увлекла зал задорным, виртуозным пением Акмарал Ногайбаева. В ее казахской народной манере пения зажигательно прозвучала «Әнші сезімі» Курманбека Бекпеисова.
Сюрпризом концерта стала прелюдия к опере «Сельская честь» Пьетро Маскани в переложении Муслима Амзе, исполненная народным оркестром. Эта тонкая, лирическая миниатюра прозвучала с вдохновением, достойным итальянского мастера. Концерт показал, что как дирижер Муслим Амзе верен своей эмоциональной отзывчивости, мобилизуя широкую палитру чувств – от нежного лиризма и танцевальности до масштабных героико-трагических высказываний.
Инна ЛЕБЕДЕВА,
«Вечерний Алматы»,
№24 (12382) 21 февраля, 2012.