8 декабря 2012 года в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла состоялся концерт академического фольклорно-этнографического оркестра «Отырар сазы» имени Нургисы Тлендиева.
Это был особенный концерт, в котором молодой талантливый дирижер Муслим Амзе, впервые создав свой репертуар выступил с легендарным оркестром «Отырар сазы», созданным в свое время народным артистом СССР Нургисой Тлендиевым.
В связи с этим хотелось бы познакомить наших читателей с творчеством молодого музыканта – Муслима Амзе. Закончив Кзыл-Ординский музыкальный колледж в 1995 году, он поступает в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы и заканчивает ее в 2000 году, по классам домбры профессора А.Жайымова и контрабаса у старшего преподавателя Е.Исаметова. В 2007 году он поступил в класс профессора Т.Абдрашева по специальности оперно-симфонического дирижирования при КНК имени Курмангазы, закончив его в 2010 году под руководством Н.Жарасова.
В 1998 – 2008 годах он работал в Государственном Академическом оркестре имени Курмангазы, ГАТОБ имени Абая, в государственном академическом симфоническом оркестре в качестве артиста. С 2007 года работает художественным руководителем и дирижером сифонического оркестра республиканской музыкальной школы имени А.Жубанова. С 2008 года служит в академичсеком фольклорно-этнографическом оркестре «Отрар сазы» имени Н.Тлендиева, в качестве второго дирижера. С 2010 года дирижер ГАТОБ имени Абая. В 2011 году был приглашен также в Алматинский музыкальный колледж имени Чайковского на должность художественного руководителя и дирижера симфонического оркестра.
В 2008 году под руководством дирижера Ваг Папяна проходил стажировку в Ашдодском симфоническом оркестре (Израиль), а также в Российской музыкальной академии имени Гнесиных в 2009 году.
Муслим Амзе является лауреатом республиканского конкурса молодых исполнителей, а также дипломантом 1 международного республиканского конкурса дирижеров имени Нургисы Тлендиева..
И так, вернемся к теме нашего разговора. В концерте прозвучали народно-профессиональные произведения известных казахских кюйши, акынов, народные песни и произведения современных композиторов Казахстана.
Концерт, под управлением молодого дирижера Муслима Амзе был открыт знаменитым кюем Курмангазы «Саранжап». Дирижер властным жестом, и при этом со свойственной ему тонкой интеллигентной манерой, мгновенно ввел оркестр в бурную стихию кюя. Могучая музыка великого кюйши охватила весь зал, слушатели с трепетом и особым чувством вслушивались в звуки яркого, динамичного произведения. С первых музыкальных бросков чувствуешь, как во весь рост встает образ Великой Степи – исполинский масштаб сочетается в ней с романтическим обаянием, а местами – с мистическими озарениями.
Приятно было услышать сольное выступление певца, исполнителя народно-профессиональных песен Ерлана Рыскали. Его яркий, звонкий голос просто заворожил публику! Певца долго не отпускали со сцены.
Нельзя не отметить исполнение кюя «Ақсақ құлан» Нургисы Тлендиева в блестящем исполнении домбриста-виртуоза Батыржана Мыктыбаева, в сопровождении оркестра. Артист был удостоен горячих зрительских аплодисментов. Кюй «Ақсақ құлан» является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений Нургисы Тлендиева. Он славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию довольно сложных произведений в стандартном домбровом репертуаре.
В концерте прозвучал кюй «Қазан» знаменитого народно-профессионального композитора, кобызиста Ыхласа, в оркестровой обработке Алдабергена Мырзабекова. Как известно, казахская кобызовая традиция носила в древности ритуальный характер, она также связана с творчеством казахских сказителей-жырау. Но именно Ыхласу удалось вывести кобыз за рамки ритуальности и благодаря его произведениям этот инструмент вышел на светский уровень.
Слушателями горячо был принят кюй Мурат Оскенбаева «Жеңіс», ярчайшего представителя Мангистауской домбровой школы, в обработке Ыкыласа Нургалиева.
Незабываемое впечатление произвело исполнение кюя Махамбета «Қиыл қырғыны», в оркестровой обработке Еркина Нурымбета. Наполненное трагизмом и динамикой произведение великого батыра, заканчивается на жизнеутверждающих интонациях, верой в лучшее будущее.
Кюй «Қорқыт туралы аңыз» («Легенда о Коркуте») Кенжебека Кумусбекова также был встречен бурными апплодисментами.
Успешной премьерой стало произведение Адиля Бестыбаева «Толғау» (Раздумье). Дирижер умело почеркнул острый ритм, усиленный ударными инструментами, в также смелые тембровые и тональные краски.
На концерте прозвучала прелюдия из оперы Пьэтро Маскани «Cavalleria Rusticana» , в оркестровой обработке Муслима Амзе. Дирижер показал свое незаурядное мастерство как интерпретатор классической музыки, которому по душе творческие поиски и эксперименты.
Особо обратила на себя внимание высокая техника молодого маэстро, в которой природный такт сочетался с ясностью и мягкостью жестов.
В завершении концерта на волне оваций оркестром был исполнен кюй «Махамбет» Нургисы Тлендиева, благодаря которому молодой дирижер удивил зал своей энергией и талантом. Монументальность формы кюя, разнообразие и мощь полнозвучной домбровой фактуры, многокрасочная политра оркестра, сообщают этому произведению подлинно симфонический размах.
Более того, оркестранты были одеты в богатые национальные костюмы, каждый из которых хочется рассматривать как произведение изобразительного искусства.
Как известно, дирижер – это душа оркестра. Он, как главный конструктор, должен много знать и много уметь. Так же как, например, различные пианисты, исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, так и дирижер может подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить, затушевать другие. От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. Взмах дирижерской палочки и музыканты становятся единым целым. Музыканты видят дирижера насквозь и чувствуют малейшие нюансы его настроения. Существует мнение, что дирижер может по-настоящему раскрыться только в своем коллективе. Точно так же любой оркестр будет звучать максимально выигрышно со своим главным дирижером, намерения и жесты которого музыканты понимают, не поднимая глаз от нот.
Думаем, что Муслиму Амзе удалось выполнить главную задачу дирижера – он смог увлечь музыкантов, повести их за собой. Оркестр звучал как единая команда. И в этой команде есть лидер, настоящий лидер, который смог взять на себя всю ответственность за данное выступление.
В этом концерте мы услышали и широкий разлив лирических тем, и напор упругих волевых ритмов, и высокие волны кульминаций, и тихий свет мгновений созерцательного покоя, изображающие звуки вольного ветра, степных просторов, и стремительного бега коней.
Следует отметить, что в зале царило такое единение чувств, которое весьма редко бывает на концертах!
Салтанат Ермекова, этномузыковед
«Педагогика и искусство» журналы, №5 (37) қыркүйек, 2012